По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Над нами – только Господь

Каждый человек боится зла, ищет защиты и стремится не допустить его в свою жизнь. Но не каждый готов принять тот факт, что порой именно он сам позволяет злу завладеть собой и проникнуть в мир – через мысли, слова и поступки. Мы продолжаем беседу о бесновании, безумии и одержимости со священником Алексием Талалаевым, выпускником Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского.

– Отец Алексий, мы все без исключения подвержены влиянию зла?

– Да. Конечно, человек, живущий духовной жизнью, подвержен ему в меньшей степени, но и то при внимательном рассмотрении себя он заметит проявление страстей. Дело в том, что страсти в нас не умирают. Какие-то мы побеждаем, но каким-то ведь проигрываем, пусть даже ненамеренно. Христианин это осознает и продолжает вести борьбу.

Нецерковный человек тоже может увидеть нечто подобное. Бесовская сила, одержимость, следствие греха так или иначе проявляются в жизни, отражаются на благополучии близких и детей, но только вот бороться человек не станет, потому что «жизнь такая», «все так поступают». Причину он будет искать не в себе, а во внешних обстоятельствах и окружающих людях.

– Мы говорили, что беснование может быть и благом для человека. Безумие же считают наказанием, которое послано Господом. Так ли это и почему?

– Безумие страшно. Господь действительно может послать его в наказание. В состоянии безумия, если оно не врожденное, а приобретенное, человек не может ни исповедоваться, ни причащаться. Таинства требуют разумного участия – мы должны понимать, что с нами происходит. Из этих же соображений не принято причащать людей, находящихся в коме.

Человек, впавший в безумие за какой-то грех и умерший в этом состоянии, лишается возможности покаяния и, следовательно, христианской кончины. Однако мы не имеем права ставить крест на нем. То, что случилось, случилось по воле Божией. Возможно, таким образом Господь защитил душу человека от чего-то более страшного.

– Что такое отчитка? Что она из себя представляет?

– Отчиткой в народе называют экзорцизм – церковный чин, включающий в себя особые заклинательные молитвы и псалмы. Чин складывался по древним правилам на протяжении долгого времени. Его текст можно найти в Большом требнике.

– Кто может совершать этот чин?

– Только тот, кто получил благословение правящего архиерея. Не всякий священник имеет дерзновение взять на себя такой подвиг, и тем более не всякий мирянин. Вне зависимости от побуждений: будь то сострадание или тщеславие, что совсем недопустимо. Предостережение мы найдем в Священном Писании, в книге Деяний Апостолов. Ученики Христа совершали чудеса, изгоняли бесов Его именем. Сыны иудейского первосвященника Скевы, узнав об этом, тоже решили попробовать заклинать зло Иисусом, Которого Павел проповедует. Но один бесноватый, услышав святые имена, сказал: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? (см.: Деян. 19, 11-17). Он напал на заклинателей и избил их, а те еле спаслись.

Известны и современные случаи. Священники, желая помочь бесноватым, совершают богослужения, но в результате не только не приносят им пользы, так еще и себе в качестве вразумления зарабатывают тяжкие болезни. Человек, дерзнувший изгонять бесов, должен вести высокую духовную жизнь, следить за чистотой помыслов и поступков, неотступно следовать за Христом, быть под защитой благодати и иметь огромное количество молитвенников за себя. Вступать в битву с бесовской силой один на один без Божией помощи невозможно и опасно.

Мы знаем, что святой праведный Иоанн Кронштадтский изгонял бесов краткими молитвами, но он был подвижником, его слышал Господь. Знаем, что бесноватые сами исцеляются. Через молитву, покаяние, свою свободную волю, но опять же помощь и исцеление подает им Сам Господь.

– То есть человек может самостоятельно с этим справиться?

– В Священном Писании сказано, что сей род изгоняется постом и молитвой (Мф. 7, 21). Постом человек стремится больше внимания уделять духовной жизни, а значит – замечать и осознавать, что, почему и для чего с ним происходит. Бесноватый тоже может понимать, за какой грех он несет епитимью от Бога, может покаяться и получить исцеление.

В житиях святых описано множество случаев отказа бесноватым в помощи. Святые поступали так ради блага одержимых людей. Господь открывал им, что тому или иному человеку беснование было послано для спасения души. Более того, для некоторых это состояние являлось сдерживающим фактором, ограждающим от совершения тяжких грехов. Но нужно учитывать, что все это — результат особого промысла Божиего о каждом человеке.

– В настоящее время можно беспрепятственно воспользоваться многочисленными предложениями «услуг по отчитке». Люди съезжаются к «целителям», среди которых есть и священники, целыми толпами. Они и вправду бесноватые или лишь жертвы рекламного трюка? И как определить, над кем действительно нужно совершить отчитку?

– Отчитку можно совершать только над одним человеком, никак не над группой лиц и только с целью изгнания нечистой силы. Из этого следует, что отчитка требуется не многим, а к «старцам» едут всей семьей, везут нецерковных родственников. Причем едут за помощью «на всякий случай».

Те, кто хочет съездить на отчитку и таким образом «застраховаться», найдут вразумляющую притчу в Евангелии. Господь учит: когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43-45). Другими словами, на человека, над которым совершили отчитку, благодать, безусловно, подействует, но если он не станет меняться, не начнет жить по-христиански, возрастать в Господе, то подвергнется еще бо́льшим искушениям. А так – есть множество святых мест, монастырей, где совершают отчитку. Вылечиться – не проблема, главное – снова не заболеть.

Церковный же человек должен воспитывать в себе послушание и исполнять благословение своего священноначалия. Если вы чувствуете, что вам необходима отчитка, подойдите к священнику, архиерею и благословитесь. Чаще, к сожалению, случается, что верующие едут на отчитку тайком и вопреки советам пастырей. Если несчастье коснулось близких людей, то здесь также поможет благословение, наставление духовника, молитва и серьезная духовная работа огромного количества родственников.

– Люди боятся злых духов, порчи, беснования. Выходит, они считают, что уязвимы?

– Человек должен бояться только Бога. Преподобный Паисий Величковский писал, что страх Божий изгоняет страх бесовский. Если мы боимся порчи, значит, боимся уже не Господа, а беса. И тем самым даем ему власть над собой, позволяем внушить, что нас кто-то сглазил. К тому же общую истерию порождают и поддерживают оккультные сайты, реклама. Поэтому всегда помните – с Богом нечего бояться.

Все в этом мире происходит по Его воле, и потому самым действенным методом защиты остается жизнь с Ним – участие в Таинствах Исповеди и Причастия. Открывая грехи, искореняя их, мы ослабляем власть беса, страсти над душой. Мы не можем избавиться от этого в одно мгновение, но мы будем постепенно подрубать корни зла, однажды победим его и освободим душу. Еще нас оберегает Крест Христов, который есть «ангелов слава и демонов язва». Всегда нужно носить нательный крестик, совершать крестное знамение, а также прибегать с верой и молитвой к другим святыням – святой воде, просфоре.

– Батюшка, Вам часто приходится сталкиваться с бесноватыми и просто неадекватно настроенными людьми?

– Чаще всего встречаются буйные, люди в состоянии белой горячки и психически больные. Последние нередко приходят в храм, особенно в период обострений – осенью и весной. Это подтверждено врачами, да, собственно, мы тоже можем на себе ощутить влияние переходного времени – авитаминоз, гиповитаминоз, угнетение на фоне отсутствия солнечных дней.

Как правило, больные ищут в храме помощи, при этом не знают, какой именно. В данной ситуации перед пастырем стоит сложная задача – распознать психически больного и постараться свести разговор с ним к минимуму. Почему? Потому что толку от многочасовой беседы не будет. Вы хотите помочь, а человек – просто выговориться. Можно дать совет, но ни в коем случае не вступать в длительный диалог. Прихожанам вообще не стоит в этом участвовать, тем более, если перед ними бесноватый. Нельзя поддаваться тщеславию и думать: «Я смогу, я помогу». Готовы ли вы в одиночку выступать против полчища? Готовы ли вы к последствиям?

– Отец Алексий, как Вы считаете, должны ли священники иметь среднее профессиональное или высшее медицинское образование?

– Думаю, что от духовенства не требуется специальных знаний. Насколько я знаю, сейчас и в семинариях, и в высших духовных учебных заведениях преподают курс психологии, в рамках которого рассматривают взаимодействие с психически больными людьми. Действительно, нельзя закрывать глаза на соматическую составляющую заболевания. Священник должен понимать, что за человек перед ним и чем он страдает.

Окормлять бесноватых и психически больных все-таки нужно в специализированных учреждениях. Например, в Москве и Питере есть душепопечительские православные центры реабилитации пострадавших от сект и оккультного воздействия. Кстати, обращение к оккультистам или занятия магией и вообще любое заигрывание с нечистой силой в большинстве случае приводит к беснованию, духовным, душевным и телесным недугам.

 

Дарья Хохлова
Поделиться в: