По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Время истинного праздника

С древности взгляд человечества устремлен в небо. С древности мы исследуем звездные пути, силясь разгадать их тайны и приблизиться к пониманию, ощущению времени. С научной точки зрения, в этой области мы сделали немало открытий. Но много ли приобрели в плане веры? Со священником Димитрием Вразовским, клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса), мы беседуем о важных для христианина событиях и их связи с датами.

– Большинство стран мира, в том числе и Россия, встречают Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Отец Димитрий, давайте вспомним, почему выбрана именно эта дата?

– Эту дату выбрал император Юлий Цезарь, по чьей инициативе в Римской империи в 45 году до Рождества Христова создали новый и более точный календарь. Этот календарь назвали юлианским. Он должен был заменить существующий несовершенный лунный и положить конец путанице летоисчисления. В юлианский календарь добавили несколько новых месяцев, а некоторые существующие переименовали. Например, появился январь. Он получил название от имени языческого двуликого божества Януса. Один его лик смотрит в прошлое, а другой – в будущее. Вероятно, по этой причине январь избрали отправной точкой, началом нового года.

На Руси же существовало множество различных календарных стилей. В них главными датами были дни равноденствия и солнцестояния. Для наших предков новый год наступал с началом весны, в марте, когда пробуждается все живое. Осень считали началом угасания, а зиму и лето – периодами покоя, некими серединными точками. После Крещения Руси в 988 году от Византии Русь переняла и византийский календарь. Он совпадал с юлианским, однако в византийском летоисчисление велось от сотворения мира, а новый год начинался с 1 сентября. В Православных Церквях, в том числе и в Русской, традиция отмечать новолетие в первый день осени сохраняется до сих пор.

Западный мир с конца XVI века жил по григорианскому календарю. В нем летоисчисление велось от Рождества Христова, но Новый год по-прежнему праздновали 1 января. В Россию и эта дата, и новое летоисчисление пришли в годы правления Петра I, в 1700 году. Мы знаем, что во многом Петр I равнялся на Европу, поэтому его реформы, призванные улучшить экономику и укрепить связи с европейскими государствами, коснулись и календаря. Так в нашей стране Новый год стали отмечать 1 января, но только по юлианскому календарю.

– Получается, путаницы с датами церковных праздников возникают из-за различий между юлианским и григорианским календарями. Что это за различия?

– Юлианский календарь использовали в Европе долгое время. Но в конце XVI века его признали несовершенным. И причина — в структуре календаря, в его системе летоисчисления, которая зависит от периодичности движения небесных тел. Юлианский календарь ориентируется на тропический год – промежуток времени, за который Солнце совершает один цикл смены времен года. Тем не менее продолжительность юлианского календарного года не соответствует продолжительности тропического. Поэтому каждые 128 лет в юлианском календаре накапливаются лишние сутки, из-за чего происходит смещение дат. К примеру, постепенно смещается Рождество, а значит, и день весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха. С годами разница дат становилась все более явной, и поэтому в 1582 году приняли более совершенный, как тогда казалось, календарь. Его назвали григорианским в честь реформатора Папы Григория XIII.

Различие календарей заключается в счете времени суток, правилах определения високосных лет и формуле вычисления дня Пасхи. Папа Григорий считал, что Пасху должно праздновать только в воскресенье. По юлианскому же календарю Пасха всегда выпадала на разные дни недели. В григорианском календаре меньше високосных лет и он больше соответствует реальному времени. Юлианский календарь отстает от него на 13 дней. И это число будет расти.

Однако григорианский календарь тоже несовершенен. Он сложен – трудно вычислить значимые события на несколько лет вперед. Он неритмичен – месяцы имеют различную продолжительность. Он учитывает только движение Солнца, благодаря чему точка весеннего равноденствия медленнее отклоняется от своей даты – 21 марта, а значит, лишние сутки все равно накапливаются, просто не так быстро. Юлианский же календарь, помимо Солнца, ориентируется еще на Луну и звезды, он прост и ритмичен, ведет непрерывный счет времени уже два тысячелетия (при переходе на григорианский календарь этот счет нарушился), с ним проще делать астрономические и хронологические расчеты. Кстати говоря, григорианский календарь со всеми его недостатками долгое время не хотели признавать. Греция вообще стала самой последней страной, перешедшей на григорианский календарь.

– А что же тогда такое старый и новый стиль?

– Старым стилем сейчас принято называть юлианский календарь, а новым – григорианский.

– В 1923 году предпринимались попытки перевести Русскую Православную Церковь на новый стиль, но этого не произошло. Почему? Чем духовенство не устроил григорианский календарь?

– Наша Церковь живет по юлианскому календарю, потому что он считается библейским. Это богословское мнение и обосновано тем, что Спаситель жил в те времена, когда действовал юлианский календарь. Соответственно, евангельские события происходили по этому календарю. И нам, христианам, важны события и их последовательность, а не даты. Именно поэтому Вселенский Никейский Собор Христианской Церкви в 325 году утвердил юлианский календарь для использования во всем христианском мире. Но предварительно солнечный юлианский календарь органично соединили с лунным. И он стал идеальной базой для вычисления даты Пасхи и связанных с ней подвижных праздников, то есть для составления пасхалии, которой мы пользуемся. Она еще называется александрийской.

Мы знаем, что Пасха имеет «плавающую» дату. Это связано с тем, что наша Пасха зависит от Пасхи иудейской. Иудейская Пасха привязана только к лунному календарю и потому также является переходящей. Христианскую Пасху Никейский Собор постановил отмечать в первый воскресный день после полнолуния в период весеннего равноденствия, по юлианскому календарю это 21 марта. Это решение согласовывается с седьмым Апостольским правилом, которое заповедует нам не совершать Пасху раньше или в один день с Пасхой иудейской. Григорианский календарь и римская пасхалия нарушают это важное каноническое правило.

– Католический мир отмечает Рождество 25 декабря, а православный – 7 января. Когда же все-таки празднуется Пришествие в мир Спасителя?

– Католическая и Православная Церкви отмечают Рождество 25 декабря. В действительности, дело не в числах, а в календарях. По новому стилю, который наша страна переняла и сделала официальным в 1918 году, Рождество приходится на 7 января. Эта дата соответствует 25 декабря по старому стилю. То же самое касается и других церковных праздников.

– Христианство упрекают в том, что оно с целью вытеснения язычества создало праздники искусственным образом. Например, считается, что празднование Рождества должно было заменить существовавший в Римской империи культ Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря – в день зимнего солнцестояния. Какие аргументы можно привести в защиту или опровержение этого мнения?

Не стоит отрицать, что христианство действительно пыталось заглушить языческие верования и традиции. Но также не стоит ставить этот факт во главу угла. Не дата, а ее смысл – Рождество Спасителя – вот что должно волновать нас.

Вообще, Рождество стали праздновать не сразу, указание на конкретную дату рождения Христа появилось в III веке. И о том, почему ею стало 25 декабря, размышляли многие богословы. Святитель Иоанн Златоуст один из первых произнес Рождественскую проповедь 25 декабря, в которой обосновал свои предположения. Он опирается на Евангелие. Так, нам известно, что в сентябре Захария вошел во Святая святых и получил откровение о рождении Иоанна Предтечи, после чего его жена Елисавета зачала. Нам известно, что в шестой месяц ее беременности, то есть в марте, зачала Дева Мария. И, отсчитав девять месяцев от зачатия Марии, мы приходим к месяцу рождения Господа – декабрю. Что касается даты, то в Церкви бытовало убеждение – Христос должен был прожить на земле полное число лет. Поэтому Он был, вероятно, зачат в тот же день, что и распят. Иудейская Пасха, на которую Его распяли, выпадала в тот год на 25 марта. От нее отсчитали ровно девять месяцев и получили дату Рождества – 25 декабря.

– Наша оценка времени не соответствует действительности, календари «отстают от неба», в связи с этим стоит ли нам вообще привязываться к календарям и датам?

– Привязываться к ним и правда не нужно. Однако даты носят сакральный характер. Христианские богословы считают: если у человека не будет конкретной точки для воспоминания важного события, то он об этом событии не вспомнит вообще. Да, возможно, 25 декабря – это не точная дата Рождества, но нам-то важно задуматься, что и для чего произошло в Рождество, и осмысленно подойти к празднику.

– С первого числа или с понедельника принято начинать диету или бегать по утрам, а вот с Нового года строить новую жизнь. Почему мы готовы меняться с определенного дня, а не прямо сейчас?

И психологи, и духовенство считают, что таким образом человек стремится себя оправдать, начертить рамки для дальнейших действий. Людям проще жить, принимать решения, когда у них есть установки и планы. А тут – Новый год. Одно название говорит само за себя и призывает к новой жизни, к новым свершениям.

– Стоит ли праздновать христианам Новый год? Если да, то как?

– Рождественский пост ведет нас к Рождеству Христову. Новый год не должен его затмевать. Но я думаю, что Новый год не может и навредить нам. Мы помним, что идет пост, поэтому не предаемся чрезмерным увеселениям, мы, наоборот, храним себя в чистоте, в радостном предвосхищении праздника. А Новый год, как я слышал, должен и может быть для нас хорошей репетицией Рождества. Поэтому в этот день стоит посетить храм, поблагодарить Бога за все, что случилось в уходящем году, сказать добрые слова близким. И продолжить подготовку к великому событию – Рождению Спасителя мира.

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: