По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Дар учить

Передавать знания и опыт, любить и понимать детей… Что это, как не призвание, служение, талант, искусство? – восторженно и вполне справедливо говорят люди. Милость и дар Божий, – подсказывают наши собеседники. Священник и музыкант из поселка Степное, ставшие создателями ансамбля ударных инструментов «Пересвет», теперь наблюдают за тем, как их воспитанники покоряют сцены пока что нашей страны, не забывая о Господе.

 

Другой человек

Ансамбль родился в окружении любящих людей. Его руководитель Алексей Викторович Мануйлов за ударной установкой с пятнадцати лет. Инструмент, подаренный старшим братом, понравился сразу: большой, звучный, «лупить» по нему хорошо. В Саратовское музыкальное училище (ныне Областной колледж искусств) на эстрадное отделение по классу ударных Алексей поступил действующим музыкантом. К тому времени прошел серьезную школу игры на барабанах. Брал уроки у лучших педагогов Саратова и Энгельса – Дмитрия Качуры и Сергея Ключникова, благодаря последнему полюбил восточные инструменты (египетские, турецкие, африканские), участвовал в фестивалях международного уровня, играл в джазовых и рок-коллективах.

Учиться было легко. Воздух пропитан творчеством и преданностью любимому делу, выпускники, выпархивая из училища, оказывались в коллективах известных музыкантов и в числе студентов видных вузов. «Вокруг все были профессионалами», – вспоминает Алексей. Не за горами Гнесинка. Вот-вот наступит и его звездный час…

…Тяжелая болезнь почек, невыносимые боли делают свое дело. Соборование в храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона в Степном, на которое неверующего музыканта притащили силком, кажется бесконечным. Священник долго не подходит. А когда подходит, мажет чем-то, спрашивая: «Нормально?» И все.

На следующее утро Алексей просыпается другим человеком. Нет, за ночь он не выздоровел. И «звездой» эстрады не стал. Алексей решил идти к Истинному Богу, ведь Он поможет перенести разрыв с музыкой – смыслом и делом жизни, даст силы выстоять и двигаться дальше. Нужно только что? Пересмотреть отношение к жизни, музыке, ударной установке, ставшей кумиром и затмившей всё и вся?

Мой друг-священник

«У тебя будет много детей», – так Вячеслав Москалев, баянист, руководитель народного хора «Радужница» районного Дома культуры и давний друг ободрял, вырывал Алексея из реальности, где были непрекращающиеся медицинские процедуры и совсем не было музыки. «Знания, талант есть!» – заверял Вячеслав, предлагая репетиционную комнату для занятий. Появление в ней ударной установки и учеников ознаменовало окончание десятилетнего творческого перерыва. Возвращение в профессию.

Первая репетиция и дебют «Пересвета» состоялись в 2013 году. «Я набрал ребят со слухом и стал воплощать давнишние идеи. Название предложил Вячеслав, мне оно понравилось, понравилась история о монахе-герое Куликовской битвы», – говорит Алексей. После скромных гастролей по району музыканты перешли в наступление. Через два года с авторской композицией коллектив отправился в Видное (Подмосковье) на Международный фестиваль-конкурс «Парад ударных инструментов». Сопровождающим стал все тот же друг-баянист – руководитель по болезни остался дома. «Алексей создал сложные номера. Играть на барабанах физически трудно, а в ансамбле еще необходима концентрация внимания – вовремя вступить, сменить инструмент», – объясняет теперь уже священник Вячеслав, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора.

Юные музыканты покорили взыскательное и искушенное иностранное жюри и увезли с собой звание лауреатов 2 степени, потеснив столичных профи. Затем коллектив и солисты прогремели в Петербурге на Международном конкурсе-фестивале барабанщиков и перкуссионистов «Ударная волна», где заняли все первые места. В ноябре 2017 года музыканты на том же фестивале подтвердили уровень мастерства – получили высшие награды. «Победа ребят из села! Да это благословение, дар, милость Божия! Не знаю, что может быть лучше, чем передавать знания, иметь учеников», – ликует батюшка. У Алексея теперь действительно много детей.

Как выглядит «Пересвет»?

Канал на YouTub’е и странички в соцсетях пестрят фотографиями и видеозаписями. На них «Пересвет» – средоточие творческой энергии и детской радости. В ансамбле играет девять человек, еще восемь просто хотят овладеть сложным инструментом. «Прийти к нам может любой. С любыми навыками. Главное – слух, развитая координация и трудолюбие», – рассказывает Алексей. Барабаны настраивают как по нотам, так и на свой вкус, но звук должен быть музыкальным, а значит, нужно знать и слышать, как звучит инструмент.

«В ансамбле все участники активные. Есть три солиста – Наталья Вильдерман, Данил Ганерт и Владислав Стасов. Я выбрал самых талантливых, зрелых и трудолюбивых», – делится музыкант, вспоминая еще одну одаренную ученицу. Екатерина Филимонова, два года учившаяся у Алексея, стала победительницей Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» на канале Россия. Девочка выступила и оказалась в музыкальной школе для одаренных детей при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова и джазовом коллективе народного артиста РФ пианиста-виртуоза Дениса Мацуева. Вспоминает ли Катя уроки своего первого педагога? Хочется верить, что да.

По признанию руководителя, в плане музыки похожих ударных коллективов нет. «Мы используем барабаны, перкуссии, восточные инструменты, колокольню. Например, в композиции “История”, рассказывающей о битве русского войска с монгольским игом, воинственные грозные пляски сменяются переливами колоколов», – говорит Алексей. В репертуаре только авторские произведения. «У нас свой, степновский стиль, в котором я смешал все, что любил: латину и русские ритмы. Выстукиваю что-то сам или беру за основу существующий ритм, переделываю, импровизирую, аранжирую, добавляю движения», – по словам музыканта, именно так, сама собой, рождается композиция, с которой ребята выступают и побеждают.

За кадром остается самое интересное – создание музыки. В классе ДК ребята от 8 до 17 лет собираются три раза в неделю по вечерам. Чтобы никому не мешать. Солисты занимаются дополнительно, поэтому по факту – работа каждый день. После сорокаминутного разогрева, отработки ударов ученики ловко расставляют инструменты и начинают репетировать: смотрят слабые места, разбирают и учат новые произведения. «Люди просят ноты поиграть, а у нас их нет. Дети еще не знают нотную грамоту, и мне приходится объяснять все вручную», – делится Алексей. Вот поэтому отец Вячеслав подал идею – вести уроки и в музыкальной школе. Подкреплять умения знаниями – значит постоянно расти над собой. На том и порешили.

Исполнитель или педагог

«Все труды должны быть посвящены Христу. За технической стороной нельзя упускать духовное воспитание», – считает отец Вячеслав. Алексей с другом согласен – важно не сделать ребенка барабанщиком, а помочь ему не потерять себя в жизни. Искушения подстерегают музыканта на каждом шагу. Похвала, победы, признание, самозабвенный труд не должны основываться на тщеславии и гордости. Хвалить ребенка можно, но напоминая – все достижения не только его заслуга. «Нужно благодарить Бога за то, что дал талант, родителей, за то, что поддержали его. Талант нужно развивать и отдавать. Им нужно прославлять Бога и верить, что все на жизненном и творческом пути происходит по Его воле и для твоего же блага», – убежден музыкант. Потому-то и занятия коллектив всегда начинает с молитвы, а победы старается праздновать в храме.

Создавая ансамбль, Алексей знал, что одним из направлений работы станет приобщение детей к христианским ценностям. «Детям это нужно. Характеры у всех взрывные, боевые, а Алексей с любовью относится к ним, показывает православные фильмы, ведет в храм, организует встречи со священником и педагогом воскресной школы, рассказывает о милосердии. Знаю, они даже отказников нянчат и игрушки собирают», – говорит отец Вячеслав, отмечая, что в коллективе удалось создать семейную обстановку. Ребята встречают праздники и дни рождения все вместе. С педагогами и родителями.

«Перед поездкой на конкурс дети обязательно приходят на молебен, берут у меня благословение, – рассказывает настоятель храма протоиерей Алексий Каширин. – Кто-то участвует в таинствах, кто-то нет. Я не пытаюсь этот процесс ускорить. Каждому плоду – свое время. Душа должна созреть. А творческие взаимоотношения у нас на постоянной основе». Руководитель ансамбля знаком с отцом Алексием со времен, когда «служили в вагончике». С ним и отцом Вячеславом музыкант поддерживает общение, советуется, как поступить, просит объяснить ребятам, как относиться к победам и поражениям, к таланту и творчеству с христианской точки зрения, и к тому же вместе с детьми стремится участвовать в жизни прихода, будь то уборка, праздник или богослужение. Алексей теперь еще поет в хоре храма, где благодать Божия когда-то коснулась его сердца.

Благословение в копилку

Теплыми весенними и летними днями кварталы Степного наполняются музыкой. Родители играют на гитарах, аккордеоне, отец Вячеслав поет, а маленькие музыканты отточенно и слаженно бьют в барабаны. Прохожие не скрывают эмоций, не скупятся на устное и материальное выражение изумленного восхищения. Так в копилке появляется не только опыт, но и средства на новые инструменты, на заветное участие в конкурсах.

Музыканты тоже с широкой душой – запросто выступают на разных площадках, дают благотворительные концерты в домах инвалидов. «Музыка развивает душу, интеллект и волю, – считает отец Алексий Каширин. – Мне нравится, что дети так увлечены и трудолюбивы. Значит, они счастливы. Мне хочется, чтобы они по-настоящему воцерковились, и в качестве пожелания прочту им строки стихотворения Якова Полонского:

Жизнь без Христа – случайный сон.

Блажен, кому дано два слуха, –

Кто и церковный слышит звон,

И слышит вещий голос Духа».

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: