По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Наш Покров

Если совсем кратко, то история праздника Покрова Божией Матери – это история превращения греческого предания, основанного, конечно же, на реальных событиях в русскую действительность. Церковную, народную. Находящую отражение в том, что 14 октября на устах тысяч людей – само слово Покров, в сотнях храмов – престол, а у нашей епархии и ее кафедрального города – именины. И по такому случаю – несколько фактов из истории их празднования.

Почему наша епархия – Покровская?

Потому что так официально ее назвали при рождении – 5 октября 2011 года. Полное имя – Покровская и Николаевская. Ему соответствует и титул архиерея. К слову, награждать таким – двусоставным – титулом принято исключительно в Русской Православной Церкви. Греки, у которых мы переняли эту церковную традицию, вверяют архипастырю только одну область, часто ограничивающуюся пределами крупного и впоследствии кафедрального города.

В нашей епархии таких города два – Покровск и Николаевск. Правда, сегодня это Энгельс и Пугачев. Дело, конечно, не только и не столько в их размере, сколько в значении для церковной и светской истории. Оба города были важными торговыми узлами, чье становление влияло на экономическое, политическое, духовное развитие края и страны. Оба города изначально были посвящены святым – Пресвятой Богородице и святителю Николаю. Оба города были кафедральными. Николаевск был кафедрой Уральского викариатства Самарской епархии. Покровск – сначала кафедрой самостоятельной Уральской епархии, потом викарной кафедрой Саратовской епархии. Оба города были переименованы в честь бунтарей, ратовавших за новый государственный строй и порядок. И все-таки, хоть оба города уже практически столетие носят другие имена, по утверждению благочинного Покровского округа священника Виктора Тихонова, люди и церковные, и нецерковные знают истинные. «В Энгельсе жители сами называют себя покровчанами. Это звучит радостно, красиво, понятно. Уверен, что и жители Пугачева ассоциируют свой город с великим Чудотворцем, а никак не с мятежником», – делится батюшка.

Причем тут именины?

Давняя христианская традиция – давать при Крещении человеку имя, какое носил святой, и тем самым заручаться его покровительством. В сознании наших предков эта традиция укоренилась, стала основой бытия. Жизнь зарождалась и крепла вокруг Бога, поселение возникало вокруг храма. Не наоборот. Покровская слобода, именно ею был когда-то Энгельс, выросла на берегу Волги из деревянной церквушки, освященной в честь Покрова Божией Матери (1770), а сама церквушка – из веры людей. «Господь занимал в сердцах наших предков первое место. И пока так было – город процветал, благоденствовал. Если говорить о церковной жизни, то только представьте, что к середине XIX века в слободе, которая была в 15 раз меньше нынешнего Энгельсского района, было 5 храмов! И каких! По сравнению с ними Свято-Троицкий кафедральный собор, единственный уцелевший, был лишь третьим и по размерам, и по количеству посещавших его прихожан», – рассказывает отец Виктор. На счет того, почему же первый основанный в слободе храм посвятили Покрову Божией Матери, священнослужитель без раздумий отвечает: «Не было, да и нет семьи, которая бы не почитала Божию Матерь, не видела бы в Ней Начало спасения всего рода человеческого и не обращалась к Ней за помощью, за благословением на предстоящие дела». Что здесь добавить? Люди действительно посвящали Господу не только города и храмы, но свою жизнь. Землю, на которой мы, как их потомки, живем, они посвятили Царице Небесной.

Когда впервые состоялся крестный ход на Покров?

Покровский крестный ход – главное епархиальное событие октября. Ради него в кафедральный город стягиваются сотни верующих из разных благочиний и даже из соседней Саратовской епархии.

«Это удивительное празднество. Оно не позволяет оставаться равнодушным, безучастным – более двух тысяч человек следуют от Покровского храма за вокзалом до нашего Свято-Троицкого собора», – говорит отец Виктор. – Мне кажется, что в празднике Покрова русский человек смог выразить все чаяния и воздыхания своего сердца. И потому, идя крестным ходом, кроме радости, благодарности, ощущения того, что Господь и Матерь Божия рядом мы не испытываем ничего другого».

Ради того, чтобы пережить эти чувства на улицы выходили и православные жители Покровской слободы. Славя Господа, делясь друг с другом радостью, они следовали церковному обычаю совершать крестный ход в дни особо чтимых и престольных праздников. Эту традицию, как и церковную жизнь вообще, прервала революция 1917 года. Новый отсчет придется вести с начала с 1990-х годов. По крайней мере, в памяти горожан сохранился именно этот временной отрезок. Еще бы – в ту пору произошли большие перемены: верующим вернули Свято-Троицкий храм и позволили открыто, безбоязненно исповедовать свою веру. «Получается, что уже тогда, после стольких лет оторванности от полноценной духовной жизни, люди считали Покров значимым днем для себя и всего города», – продолжает отец Виктор.

Первые крестные ходы на Покров были нерегулярными, но долгожданными и оттого неспешными. Маршрут пролегал по местам, где когда-то находились храмы, уничтоженные безбожниками. Дорога занимала весь день. Верующие будто пытались напитаться богослужением, которого раньше были лишены. По благословению тогда еще Епископа Лонгина шествие стало ежегодным, а с 2005 года он сам стал в его главе. Наш Владыка Пахомий впервые возглавил крестный ход в 2011, находясь в сане архимандрита и статусе настоятеля Свято-Троицкого собора в Саратове.

Какие святыни сопровождают крестный ход?

На протяжении многих лет колонну крестоходцев неизменно не то что сопровождают, а ведут за собой Сама Пресвятая Богородица и более сотни святых. Большая икона Пречистой хранится в Покровском образовательном центре и «участвует» во многих епархиальных мероприятиях. Сверкающий ковчег с частицами мощей угодников Божиих находится в Саратовском Свято-Троицком соборе и имеет героическое прошлое. Святыня побывала в боях и военных кампаниях вместе со своим владельцем – князем Сергеем Федоровичем Голициным, знаменитым русским генералом, участником Русско-турецкой войны. С ним же прибыла в Саратовскую губернию и обосновалась в Преображенском храме на территории его усадьбы, а после закрытия храма в 1921-м чудом спаслась, укрывшись в запасниках Саратовского областного музея краеведения.

 В соборе этот уникальный мощевик оказался в январе 2005 года трудами настоятеля – нашего Владыки. Позднее мастера Свято-Троицкой Сергиевой лавры украсили ковчег драгоценной ризой, подобной той, что была утрачена в революционное лихолетье. К счастью, для святыни это было единственной потерей. Ее ценное содержимое – 132 частички мощей святых: евангелистов Матфея, Марка, Луки; апостола Андрея Первозванного; святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; великомучениц Екатерины и Варвары и многих-многих других подвижников – остались нетронутыми. Словно для того, чтобы раз в год оказываться на Покровской земле.

Как стать частью праздника?

Оказывается, идти крестным ходом – целая наука. Впрочем, постичь ее можно. Главное – старание, терпение и благословение. «За благолепие и слаженность шествия отвечает группа верующих. Это живое, но крепкое, сформировавшееся общество», – отмечает отец Виктор. К тому же хорошо подготовленное, поскольку помимо высокой степени ответственности его участникам необходимо иметь отработанные навыки – чувствовать ритм движения, отслеживать и устранять его малейшее нарушение, уметь красиво и правильно нести хоругви и запрестольные иконы.

 В списке тех, кто в любое время и при любых обстоятельствах готов встать под знамена крестного хода, более семидесяти человек. За каждым закреплено определенное послушание. Так, 45 человек несут хоругви, 20 готовят трапезу, 16 попеременно сопровождают икону, еще 8 несут балдахин над ней и еще трое звонят в колокола.

Любое из перечисленных заданий – почетно. Икону поднимают на плечи меценаты и активисты прихода, существенно потрудившиеся на церковном поприще, представители светской власти. Балдахин над святым образом – в руках военнослужащих Энгельсской авиабазы. Обычай нести святыни под нарядным платом мы снова позаимствовали у греков. К примеру, в Керкире на крестном ходе в день памяти святителя Спиридона мощи подвижника также помещают под балдахин, а держать его доверяют военным морякам. Сам балдахин издревле выполняет множество функций. Одна из них – олицетворять власть, господство. Всем этим по праву обладают наши небесные заступники. Миссия покровских летчиков не ограничивается несением покрова над образом Божией Матери. Для крестного хода они приносят икону преподобного Илии Киево-Печерского (Муромца) с частицей мощей и икону Пресвятой Богородицы «Непобедимая победа». Первая находится в Свято-Ильинском храме, а вторая – у командира авиабазы. И, как говорит настоятель протоиерей Виктор Лузган, военные, которых он окормляет, почитают их за святыни, покровительствующие авиации.

Крестный ход плавно течет в сопровождении колокольных переливов – на передвижной звоннице мастерски управляются лучшие звонари храмов епархии, воспитанные в кафедральном соборе и Покровском образовательном центре. Кстати представители самого Покровского центра – педагоги, дети и родители с недавних пор взяли на себя подвиг организации горячей и очень вкусной трапезы для верующих… Вот таким общим делом, в которое вовлечена вся епархия, предстает наш Покров при более близком знакомстве. Любой из нас может стать его частью – для этого порой достаточно просто отклика. Просто присутствия. Ведь наш Покров – это история нашей любви людей к Деве и Девы к нам, ко всему миру.

За что Покров так любят в России?

Проследить связь между событием, произошедшим в 910 году в Константинополе, и внезапно вспыхнувшей в сердце русского человека любовью к нему и вправду трудно. Но что если взглянуть не на само событие, а на его суть? В ту ночь за всенощным бдением во Влахернском храме блаженный Андрей Юродивый и его ученик Епифаний  сподобились увидеть, как Пречистая Дева в окружении сонма ангелов, Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова Своей молитвой и Своим блистающим ярче молнии Покровом защитила жителей города от неминуемой гибели, что несли с собой иноземные захватчики. Но почему-то столь страшное и славное событие осталось важным лишь для истории Влахернского храма, о чем еще в XIV веке свидетельствовал паломник – дьяк Александр. Между тем в Русском Прологе XII века день явления Покрова уже тогда называли великим, требующим учреждения соответствующего церковного торжества. Исполнил это требование в том же столетии князь Андрей Боголюбский. Он же приказал построить самый известный на Руси храм – храм Покрова на Нерли (1165).

«Любовь нашего народа к празднику поддается объяснению. Как и Константинополь, Русь не одну сотню лет страдала от вражеских разорительных набегов. Наш народ непрестанно молился о даровании защиты и победы над видимыми и невидимыми врагами», – рассуждает протоиерей Александр Писларь. За подтверждением благочинный Краснокутского округа обращается к выдающемуся философу и мыслителю – протоиерею Сергию Булгакову. В его проповеди, произнесенной на Покров после 1917 года, есть такие слова: «Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся Ее Покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий Покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. <…> Возлюбила Русская земля день Покрова Божьей Матери, явленного в далеком Царьграде. <...> Приклонился душою народ наш к этому дивному явлению <...> и преклонил он колена сердца своего вместе с молящейся коленопреклонно Богородицей».

Матерь Господа явила и являет милость всем без исключения. Не только к страдальцам, но и к угнетателям. По-Своему. По одной из версий историков, в X веке на Константинополь напали не сарацины, а руссы. Предположительно, те самые наши предки-язычники, которые спустя несколько десятилетий принесли из того же города на Русь свет веры Христовой. А ведь они могли так и не познать Бога, так и остаться в сени смертной, погибнуть… Конечно, это всего лишь предположение, но если оно верно, то также верен и тот факт, что Покров Пречистой Девы и в правду над каждым человеком, над всем миром. Всегда.

 

 

Дарья Хохлова
Теги: Покров Божией Матери, Покров 2019.
Оставить комментарий
Поделиться в: