По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Скромная хвала Усердной Заступнице

Каждый миг нашей жизни Пресвятая Богородица наполняет Своим присутствием. Незримо, прикровенно. Ощущение Ее материнской любви и заботы о нас не поддается объяснению и не находит опровержений. Скорее наоборот. Внимая молитвам тысяч людей, Дева успевает утешить каждого лично. Совершая бесчисленные чудеса во всех концах мира, Она решает поделиться особой Своей милостью и благодатью с нашей – Русской – землей. Почти в каждом городе Она оставляет видимое воплощение ниспосланной Ею помощи – чудотворные иконы. Казанская – одна из таких. Самых любимых, самых несокрушимых.

Молитва со сцены

В этом величавом образе Богородица явилась в бывшей столице Казанского ханства, чтобы на перекрестке двух кровавых, темных эпох, в страшное – Смутное – время сохранить нас. Наше Русское государство от разорения, наш народ от порабощения, а веру – от поругания. Чтобы сквозь века показать нам Свою безграничную материнскую любовь и заступничество, чтобы сказать: «Я здесь, Я рядом с вами». Как и прежде, как и всегда.

В ответ Пресвятой Деве мы приносим горячую молитву и нашу скромную хвалу. Она устремляется к самому небу, взлетает под своды храмов и концертных залов, потому что порой бывает выражена в высоких образцах духовной музыки. Именно такую музыку Архиерейский хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска исполнил на концерте «Заступнице Усердная», обратив сердца слушателей к Деве, Ее покровительству всему человечеству и чудесному спасению нашего народа, что мы празднуем в день памяти Казанской иконе Божией Матери и в День народного единства.

Победа веры и любви к Богу

Рахманинов, Кастальский, Чесноков, Гречанинов – каждое песнопение известнейших композиторов все ближе и ближе подводит к пониманию, что Богородица – наша единственная Заступница, Покровительница, Владычица, Госпожа и Надежда, и к тому самому дню, в который наши предки одержали не только военную победу, но и победу веры, любви к Богу, Церкви и святыням.

В тот самый день – 4 ноября 1612 года – Пресвятая Дева не допустила, чтобы власть политическая оказалась в руках польских захватчиков, а власть духовная – в руках католического священства. Богородица услышала молитву людей, разных по происхождению, вероисповеданию и положению в обществе, но единых в стремлении защитить Отечество и в уповании на Ее помощь. В своей святой – Казанской – иконе Она пришла к людям. Встала во главе русского ополчения и пошла с ним к плененной Москве, чтобы освободить ее, исполнить все то, о чем молил измученный народ.

«Славная победа русского православного воинства изменила историю России. Наше государство живо, потому что тогда, в XVII веке, русские люди нашли силы и мужество отложить взаимные претензии, распри, корыстные интересы, сумели объединиться и победить, – говорит Владыка Пахомий. – Для верующих людей единство возможно только в вере, поскольку вера создала наше Отечество, наш русский дух, русского человека, который поклоняется Христу, чтит традиции предков, любит Господа и Его Церковь. В 1612 году не какие-то абстрактные многонациональные силы освободили Москву и Отечество, а русское ополчение. Да, в него входили представители разных народностей, но именно русские, православные люди объединили вокруг себя остальных. Они – стержень нашего государства. Они выступали под священными знаменами Христа и Его Пречистой Матери, потому как понимали, что человеческим усилием, волей, невозможно исправить положение».

Дева действительно помогла все исправить. Она предстала перед народом и как любящая, нежная Мать, и как воинственная Защитница, Победительница. Она просияла как заря – рассеяла вражескую тьму, уничтожила ложь, боль и страх, дала начало всеобщей радости. Превратила эту радость в громогласное молитвенное славословие, а наш концерт – в размышление об историческом прошлом России, жестоком, но великом, о человеческих судьбах и поистине народной трагедии. К ее истокам совсем близко музыканты подошли в самом конце, исполнив последним номером «Три хора к трагедии Алексея Толстого “Царь Федор Иоаннович”» Георгия Васильевича Свиридова.

Русский человек

Выдающийся композитор XX века так говорил о себе: «Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! <…> И этим горжусь». Он не мог ощущать себя иначе. Запах скошенных лугов, нежный голос матери в церковном хоре, теплые руки бабушки, которые не хочется выпускать на службе, воскресные дни в светлом храме…

Детские воспоминания наравне с тонким слухом и вкусом аккуратно, прочно вплелись в академическое музыкальное образование. Талантливый студент Ленинградской консерватории, создавший немало замечательных инструментальных произведений, становится автором вокальной музыки. В его домашней библиотеке можно насчитать две с половиной тысячи книг, а среди законченных работ – бесчисленное количество романсов на слова Есенина, Пушкина, Пастернака, Лермонтова, Шекспира, Беранже, вокально-симфонических циклов, кантат, ораторий, хоровых шедевров. В них композитор искусно соединил мелодическое дарование и точное чувство слова. «У Свиридова мало нот, но много музыки», – так о своем ученике говорил учитель Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Не удивительно, что к творчеству Георгия Васильевича, композитора огромного таланта, Архиерейский хор обращается не в первый раз.

Не сошлись характерами

Прекрасную и огромной внутренней силы музыку Свиридов написал в 1973 году для постановки пьесы Алексея Константиновича Толстого на сцене Малого театра в Москве. После тридцатилетнего забвения и цензурного запрета трагедия «Царь Федор Иоаннович» наконец получила заслуженное внимание и славу. Она покорила артистов, первого исполнителя главной роли Иннокентия Смоктуновского, режиссера Бориса Равенских, а затем и публику глубиной образов, драматизмом изображаемых событий и свежей трактовкой конфликта. Она – лишь часть большой исторической трилогии (1868) о трех русских государях, и потому в ее основе – судьба одного из них, царя Федора Иоанновича.

Над пьесой известный драматург работал вдохновенно и серьезно. В поисках достоверных фактов и деталей он неоднократно обращался к «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Однако Толстой вовсе не собирался следовать сухому и строгому жанру исторической хроники. Отдавшись поэтическому замыслу, он сдвигал временные рамки событий, вводил вымышленных персонажей и в итоге не сошелся с авторитетным историком характерами… характерами главных действующих лиц трагедии – Бориса Годунова, князя Ивана Шуйского и в особенности царя Федора.

По описаниям современников, средний сын Иоанна Грозного не обладал талантом к управлению государством. Символичен в этом отношении и случай, произошедший на церемонии венчания на царство. Не сумев совладать с усталостью, будущий правитель простодушно дал подержать символы власти – шапку Мономаха и державу – Борису Годунову и князю Ивану Мстиславскому. Карамзин изобразил царя Федора человеком слабовольным, с робким умом, но при этом с беспредельной набожностью и равнодушием к мирскому величию. «На громоносном престоле Россия увидела постника и молчальника, более для кельи и пещеры, нежели для власти державной рожденного», – писал он. В этой краткой характеристике историка усматривается некий промысел свыше. В период правления Федора Иоанновича, в 1589 году, произошло знаковое для Русской Церкви событие – учреждение патриаршества, наделившее ее независимостью от Константинополя и влиянием в православном мире… В остальном для тихого, богобоязненного и благочестивого царя власть была обузой.  

У Толстого же Федор стал воплощением бессильной доброты. «Из такого чистого источника, какова любящая душа Федора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол», – отмечал драматург. Нежелание царя подчинять идеалы реалиям политической жизни сделало его безвольным в глазах противников – Годунова и Шуйского, породило интриги и заговоры.

Положение дел омрачила и гибель царевича Дмитрия. Смерть младшего сына Иоанна Грозного стала общенациональным горем, открыла иноземным самозванцам путь к русскому трону, ввергла общество в новый раскол, а страну – в бездну Смуты. Это страшное время вышло на первый план в спектакле, но уже Московского художественного театра. Художественный руководитель постановки Константин Сергеевич Станиславский главным действующим лицом пьесы Толстого признавал «страдающий народ» и «желающего ему добра царя».

О величии народа и могуществе Царицы Небесной

«Три хора» Георгия Свиридова, состоящие из песнопений: «Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих», стали прекрасным дополнением как к литературному творению, так и к постановке в Малом театре. Прозвучав однажды, триптих обрел самостоятельную концертную жизнь. Он сохранил замысел трагедии драматурга и обогатил его множеством интерпретаций.

В музыке находят отражение события, которые предшествовали Смутному времени и победе 1612 года. В ней, как и в пьесе, оживают образы царя Федора Иоанновича, Бориса Годунова и Ивана Шуйского. На фоне стихийных и социальных бедствий, нескончаемых войн с Польшей и Швецией, народных восстаний открываются картины коварной борьбы за престол, нравственные искания, раздумья о греховном бремени власти… А над всем этим парит тихая молитва, сотканная Свиридовым из подлинно древнерусских напевов.

Один из них – напев «Покаянного стиха» – заимствован из рукописи Федора Крестьянина и датирован XVI веком. По мысли самого композитора, созданную им музыку, подобно молитве, и хор, и солисты должны исполнять сдержанно, сосредоточенно, бесстрастно, ведь в ней соединились величие исторического прошлого народа и его духовная сила. В ней соприкоснулись любовь, страдание и искупление. В ней воплотилась вера в могущество Царицы Небесной. Ведь именно Она тысячекратно спасала и спасает Россию – с начала времен и доныне.

 

Запись концерта «Заступница усердная» вы можете послушать в разделе «Аудио».

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: