По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Одежда для славы и благолепия

В Церкви всё символично, всё наполнено смыслом. У храма свой устав, свое богослужебное расписание. По-особому выглядят церковно- и священнослужители. Почему? Зачем? Понятно, здесь всё так, как и должно быть. Но всё-таки… В этом непростом вопросе мне помогла разобраться ризничая Елена Владимировна Яновская.

 

 

 

Элементарные вещи

 

В Священном Писании зарождению и истории развития богослужебных облачений отведена не одна строка. Но особый интерес представляет следующее ветхозаветное высказывание: И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия (Исх. 28, 2; 31, 10). Одеяние первого еврейского первосвященника Аарона послужило прообразом облачения православного духовенства. Современный вид богослужебных одежд — своеобразный итог сменяющих друг друга времен.

 

Чтобы уверенно и свободно ориентироваться в данной теме, нужно знать всего ничего — элементарные вещи. Так считает Елена Владимировна. «Для начала стоит сказать, какие облачения вообще существуют, как называются и из чего состоят. Особое внимание следует обратить на то, из чего состоят».

 

Трем степеням священства, к которым относят епископов, священников и диаконов, соответствует определенный тип облачения. Таким образом, священные одежды делят на диаконские, иерейские и архиерейские.

 

UES_0717.jpg«Облачение диакона составляют стихарь, орарь и поручи», — рассказывает Елена Владимировна. Мы, кажется, условились, что поговорим об элементарных вещах… А первая трудность не заставила себя ждать. Названия. По ним несколько сложно догадаться, как, собственно, выглядит тот элемент облачения, о котором идет речь. Здесь без наглядных примеров не обойтись. Елена Владимировна извлекает прямую, длинную золотистую одежду с широкими рукавами. Так выглядит стихарь, который также полагается иподиаконам, псаломщикам и пономарям. Интересно, что стихарь знаменует чистоту души, присущую лицам священного сана. Поверх стихаря на левом плече диакон носит широкую ленту — орарь, он символизирует Божию благодать, данную в Таинстве Священства. А за усердное служение может быть положена награда — двойной орарь. Примечательно, что без ораря диакон не может участвовать в богослужении. Последней составляющей диаконского облачения являются поручи — узкие нарукавники со шнурками, напоминающие, что священнослужители совершают Таинства Божией силой. Поручи символизируют узы на руках Иисуса Христа.

 

«Облачение иерея отличается от диаконского», — продолжает Елена Владимировна. Например, стихарь для священника и епископа — нижнее одеяние, поверх которого надевают ризу. Отсюда название — подризник. В отличие от стихаря, он изготовлен из тонкой белой ткани и имеет узкие рукава со шнуровкой. Прообразом подризника является хитон — земная одежда Спасителя.

 

«Сложенный вдвое орарь, огибающий шею и спускающийся спереди вниз, образует епитрахиль, которая означает двойную благодать, подаваемую священникам для совершения Таинств», — объясняет Елена Владимировна.

 

UES_0742.jpgГотовность служить Господу, Божественную силу, укрепляющую духовенство, означает пояс, символизирующий полотно, в котором был Иисус Христос при омовении ног Своих учеников на Тайной Вечере. Еще одна часть облачения иерея — фелонь (риза), поверх которой носят наперсный крест. Ризничая показывает эту длинную, широкую, без рукавов одежду, напоминающую о багрянице Спасителя. Фелонь называют одеждой правды, которую носят священники как служители Христовы.

 

«Обратите внимание вот на эти галуны», — ризничая указывает на ленты, которыми расшита фелонь. Казалось бы, ну, ленты и ленты? «Они символически изображают потоки крови, которые стекали по одежде Христа».

 

Иногда на правом бедре у иерея можно увидеть четырехугольный плат на ленте через плечо — набедренник. Он означает Четвероевангелие, что соответствует понятию меча духовного — слова Божия.

 

От земного к небесному

 

Священные одежды епископа схожи с иерейскими, они включают в себя: подсаккосник, епитрахиль, пояс, поручи и наперсный крест. Главное отличие — замена ризы саккосом, а набедренника палицей — наградой, знаменующей духовное оружие для борьбы с неверием и нечестием.

 

67ab6d0c2d7fb7bfb8754d4acb24e4fb[1].jpgВерхняя одежда архиерея — саккос — напоминает укороченный стихарь. Он, как и риза, являет собой багряницу Спасителя. Исключительная принадлежность епископа — омофор, без которого он не может приступать к богослужению. Греческое слово «омофор» означает наплечник. Эта длинная широкая лента, украшенная крестами и помещающаяся на плечах поверх саккоса, напоминает архиерею о спасении заблудших. Священнослужитель уподобляется евангельскому пастырю, отыскавшему пропавшую овцу и несущему ее домой на своих плечах. Омофор свидетельствует, что епископ в Церкви является образом Христа, искупившего подвигом грехи человечества, и что он наделен особой полнотой Божественной благодати и силы.

 

Во время торжественных процессий и церемоний при входе в храм архиерей облачен в мантию. На ней нашиты скрижали — четырехугольные платы с изображениями крестов и икон. Платы означают Ветхий и Новый Заветы, из которых архиерей черпает мудрость в поучении Церкви. Учительную благодать, происходящую из Священного Писания, символически изображают на мантии источники (струи) — длинные ленты, нашитые в три ряда.

 

«Помимо наперсного креста архиерей носит панагию — небольшой круглый образ Божией Матери», — говорит Елена Владимировна, добавляя, что панагия значит «Всесвятая» и что образ обычно украшают цветными камнями.

 

Во время богослужения епископ в знак высшей пастырской власти использует жезл, или посох, к которому крепится кусок ткани — сулок. Известно, что сулок стал необходим из-за русских морозов. Отсюда и использование ткани, состоящей из двух платков. Нижний предохраняет от холодного посоха, а верхний — от морозного воздуха. На службе под ноги архипастырю подкладывают орлецы — круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы указывают епископу, что он должен, подобно орлу, устремляться от земного к небесному.

 

Всему голова

 

К наградам, вручаемым духовенству, кроме набедренника и палицы, относятся еще и головные уборы — скуфья и камилавка.

 

У епископов и монахов повседневным головным убором, в котором они совершают некоторые богослужения, является «шлем спасения» и «покрывало послушания» — клобук, состоящий из камилавки и «намётки» — черного покрывала, заканчивающегося тремя широкими лентами, ниспадающими на спину. Нижняя часть покрывала, разделяющаяся на три ленты, знаменует Троическую благодать, покрывающую помыслы монаха.

 

Принадлежностью богослужебного облачения архиереев и архимандритов является митра — украшенный иконами и цветными камнями головной убор, увенчивающийся маленьким крестом. Митра символизирует терновый венец, который был возложен на голову Иисуса Христа. В исключительных случаях правящий архиерей дает благословение надевать митру протоиереям, которых впоследствии называют митрофорными.

 

Рабочие моменты

 

Священные одежды — необходимый и незаменимый атрибут богослужения. Однако их не купить в любом магазине и даже не заказать в ателье. Поэтому для создания облачений и надлежащего ухода за ними существуют специальные пошивочные и ризничные. Но и здесь не всё так просто. Церковные ткани тоже не в свободном доступе. Елена Владимировна рассказывает, что за ними приходится ездить в село Рахманово Московской области. Материал закупают на предприятии, которое ведет свое летоисчисление с 1865 года. Мануфактура, а ныне ЗАО «Рахмановский шелковый комбинат», специализируется на производстве парчи, шелка и подкладки с символикой Православия.

 

Да будет цвет

 

К основным цветам богослужебной одежды относят белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и черный. Каждый из них соответствует значению празднуемого дня. И благодаря такой церковной символике в гардеробе священника должно быть облачение всех цветов.

 

В праздники в честь Господа Иисуса Христа, в дни памяти пророков, апостолов, святителей и в воскресные дни цвет облачений золотой (желтый) — царский. Ведь Христос — Царь Славы, а служители свидетельствуют о Его присутствии в храме.

 

Голубой и белый цвета обозначают чистоту, непорочность, поэтому используются в праздники в честь Пресвятой Богородицы, Ангельских сил, в дни памяти святых дев и девственников.

 

В праздники и дни памяти Креста Господня цвет облачений фиолетовый или темно-красный, знаменующий высшую духовность и крестный подвиг Спасителя. Красный цвет облачений соответствует дням памяти мучеников — в знак пролитой ими крови за веру Христову.

 

В праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых облачения священников зеленого цвета — цвета жизни обновляемой, вечной.

 

Постами облачения бывают темных цветов. Черный цвет используется во время Великого поста. А погребение совершают в белых одеждах, так как для христианина смерть — переход в иной мир. Также белый цвет принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Преображения и Вознесения Господня, так как он означает несозданный Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.

 

Примечательно, что Праздник Праздников — Пасха Христова — начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. А облачения красного цвета используются во время Литургии Светлого Христова Воскресения и на всех богослужениях сорокадневного пасхального периода, ведь в данном случае красный цвет — символ всепобеждающей Божественной Любви.

 

Дарья Хохлова

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: