По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Успенский пост: подражая Божией Матери

14 по 27 августа верующие будут готовиться к великому празднику — Успению Пресвятой Богородицы, Которая, узнав о скорой встрече с Господом, только усилила пост и молитву в пример возлюбленным ученикам, а впоследствии и всем христианам… О посте, его значении, плодах, а также решимости и «технике исполнения» рассуждает благочинный Новоузенского округа священник Сергий Буриков.


— Отец Сергий, скажите, зачем нужен пост?

— Преподобный Исаак Сирин говорил, что человек пал через несоблюдение поста. Из книг Ветхого Завета мы знаем, что грехопадение Адама и Евы произошло из-за ослушания и вкушения запретного плода (см.: Быт. 2–3). Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что прародителям было разрешено довольствоваться всеми плодами, кроме одного-единственного, но тем не менее они соблазнились.

Если мы снова обратимся к книгам Ветхого Завета, то увидим, что люди всегда прибегали к посту, чтобы принести покаяние перед Богом и попросить прощения за содеянные грехи. Например, пророк Иона был послан Господом в Ниневию с целью обличить людей и вернуть к благочестивой жизни. Вняв проповеди Ионы, ниневитяне устрашились гнева Божия и приступили к посту и покаянию с верою, что Господь помилует их. Таким образом Ниневия была спасена (см.: Иона 3).

Мы также знаем, что святые отцы и пророки постились не только ради покаяния, но и ради праведной жизни. Сам Иисус Христос, придя в мир с проповедью и приняв Святое Крещение, сразу же удалился в пустыню, где в течение сорока дней постился. То есть Господь наставлял нас в посте. Но если мы обратимся к жизни современных христианских Церквей, то увидим, что места посту не осталось. Католики считают, что пост можно заменить добрыми делами, помощью, милостыней, ведь об этом тоже сказано в Евангелии. А протестанты вообще утверждают, что Христос искупил абсолютно все грехи людей, в том числе и грядущие, и в связи с этим аскеза себя исчерпала. Осталось только соблюдать общеизвестные моральные принципы. Но мы помним, что после вознесения Господа апостолы, прежде чем отправиться проповедовать, постились. Кстати, в память об этом и установлен Церковью Петров пост.

c06e66dd6f0b95984f25dbf103272aeb[1].jpg— Соответственно, Успенский пост — в память об Успении Божией Матери. Но, как Вы думаете, зачем Пречистая Дева постилась, если Она уже знала о посмертной участи?

— Не существует источников, которые точно говорят, как постилась Пресвятая Богородица, но из церковного предания мы знаем, что Ее жизнь была благочестивой, а Она Сама — очень воздержанной во всем.

Когда Архангел Гавриил возвестил, что вскоре Она предстанет перед Господом, Божия Матерь возложила на Себя еще более строгий пост и тем самым дала всем нам пример чистой и целомудренной жизни. И если уж Богородица, Которая была выше всех людей, постом и молитвой готовилась к смерти, то мы тем более обязаны воздерживаться и подражать Ее подвигу, который был совершен в назидание нам.

А что касается посмертной участи Божией Матери как уготованной Ей некой награды за гробом, то я думаю, что Она об этом даже не помышляла. Когда святые говорят, что они хуже и грешнее всех людей, они не лицемерят. Такова добродетель смирения. Вся жизнь Богородицы была постом, молитвой и воздержанием. Это был Ее образ жизни. Она готовилась к смерти, понимая, что покидает апостолов, постилась и молилась сугубой молитвой обо всем мире, чтобы укрепить апостолов и всех нас.

— Отец Сергий, расскажите о возникновении Успенского поста.

— Пост существовал с первых дней возникновения Церкви. До Пришествия в мир Иисуса Христа у иудеев существовал закон, предписывающий пост во вторник и четверг. В древнейших Правилах святых апостолов говорилось о необходимости не уподобляться иудеям и соблюдать среду и пятницу, в память о том, что наш Господь был предан и распят.

Позднее возник Великий пост, который длился сначала всего несколько дней, потом неделю и, в конце концов, стал сорокадневным. Следующим появился Рождественский пост, затем Петров. Самым последним возник Успенский пост. Интересно, что раньше пост Петра и Павла плавно переходил в Успенский пост и мог достигать 89 дней! Но по немощи людей последний был сокращен до двух недель. В 1166 году на Константинопольском Соборе под председательством Патриарха Луки было утверждено время Успенского поста — с 14 по 28 августа (по новому стилю).

— Если суммировать многодневные и однодневные посты, то в год мы постимся около 200 дней, то есть большую часть года. А зачем Церкви столько постных дней?

— Апостол Павел говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21), — говорит нам Спаситель. Святые угодники Божии в полной мере знали силу воздержания. Пост обуздывает телесные страсти и усмиряет плоть. Совершенно очевидно, в кого превращается человек, не воздерживающийся в еде и винопитии. Какая молитва, какое устремление к горнему миру в таком состоянии? А молитва и пост, как говорят святые, — это два крыла, которые возносят нас к Богу.

— Нужно ли мирянину поститься по Уставу?

— Церковный Устав распространяется не только на монахов, но и на всех христиан. Его положено соблюдать всем. Конечно, пост должен быть по силам конкретному человеку, но по возможности и приближен к Уставу. Святые сравнивали тело с ослом, который должен довезти нас до Града Небесного. И если его плохо кормить, то он упадет, а если перекормить — взбесится. Поэтому во всем необходимо соблюдать меру, которая определена Уставом. Если человек не может по какой-то причине соблюдать пост по всем правилам, то ему следует подойти к священнику, спросить совета, благословения, но ни в коем случае не самочинничать!

На самом деле летний пост не сложен: в магазинах — овощи и фрукты, в кафе — постное меню. Мы просто не хотим воздерживаться.

Стоит помнить, что верующие постятся не ради вкушения или невкушения пищи. Этим мы хулим Бога. Вот бесы совсем не едят и бесами остаются. На первом месте у нас должен быть Господь, иначе христианство превратится в религию еды.

— А если человек по какой-либо причине не может соблюдать пост, то что же ему делать?

— Пост — совокупность наших трудов. Не можешь воздерживаться в пище, воздерживайся в чем-то другом. Откажись от телевизора, Интернета, чаще посещай богослужения на неделе, больше читай духовной литературы, потому что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17), как говорит апостол Павел.

А вообще в 69-м правиле святых апостолов сказано: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». То есть христианин, не соблюдающий пост, свидетельствует, что он находится вне Церкви. И не Церковь его отлучает от себя, а он сам это делает.

— Вы сказали, что нужно читать больше духовной литературы. Какую посоветуете?

— Обязательно нужно читать Евангелие. Очень полезны творения близких нам по времени святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника. Благодаря трудам этих подвижников учение древних святых отцов стало более доступно и понятно современным людям. Из древних отцов рекомендую творения преподобных Исаака Сирина и аввы Дорофея.

— Как приучить себя к посту?

— Кто хоть раз купался в проруби на Крещение Господне, тот знает чувства и страхи, предшествующие погружению. Человек боится, что у него не получится. Но когда решится и окунется в ледяную воду, он понимает, какая это, оказывается, радость и благодать — преодолеть себя, а затем почувствовать необыкновенный внутренний покой. Многие из года в год приходят к проруби и не находят в себе сил. Для этого нужна решимость, вера. Так и для поста нужна решимость, вера и обязательно молитва, не только домашняя, но и храмовая.

— Где же взять эту решимость?

— Во-первых, нужно начать поститься хотя бы в среду и пятницу. Во-вторых, начать молиться не от случая к случаю, а каждый день, прочитывая полное правило по молитвослову. Если человек только начал воцерковляться, то он должен делать все то, что положено христианину. А тем, кто уже находится в Церкви, я бы напомнил, что пост помогает увидеть себя с другой стороны, осознать свою немощь. Ведь как только мы отказываемся от вкусной пищи, развлечений, мы сразу ощущаем, насколько зависимы, связаны по рукам и ногам. Через пост человек может увидеть свою жизнь по-настоящему и понять, обладает ли он свободой, как думает, или живет иллюзиями. В конце концов, святые были людьми, такими же, как и мы, но их отличала решимость и готовность идти до конца.

— Правда ли, что в пост наши просьбы и мольбы особенно слышны Богу?

— Пост — это аскетический подвиг. А кто такой аскет? В переводе с греческого языка «аскет» означает «упражняющийся в чем-либо». Возьмем, к примеру, спортсмена. Он упражняется и добивается результатов. Нас это тоже касается. Своими усилиями, трудами при помощи Божией мы можем добиться очень многого. Вспомните, ниневитяне пребывали в посте, молитве, покаянии и были прощены.

Конечно, когда мы понуждаем себя, прилагаем усилия, Бог слышит нас и всегда готов простить. Но мы не просим Его, потому что не нуждаемся в Его прощении, ведь, по словам известного советского писателя, «человек — это звучит гордо».

В Успенский пост мы подражаем Божией Матери, мы постимся и молимся вместе с Ней. Наша молитва присоединяется к Ее молитве. Сама Богородица ходатайствует за нас. Такая молитва не может быть не услышана.

— Почему постом так много искушений? Происходят разные неприятности, обостряются отношения и немощи…

— Человек находится во власти греха и страстей, за которыми стоят падшие ангелы. И пока мы живем не по заповедям Божиим, находимся у них в рабстве, они не беспокоятся. Но как только мы пытаемся бежать, они тут же бросаются в погоню. Ловят беглецов и жестоко наказывают, чтобы в дальнейшем нам неповадно было. Есть те, кто смиряется с этой участью, а есть Спартаки…

И потом, в пост наши чувства обостряются. С одной стороны, мы становимся чувствительны и восприимчивы к чтению духовных книг, молитве, богослужению, а с другой — становимся быстры на гнев и мнимые обиды. Душа как бы оголяется. Все, что происходит вокруг нас, мы воспринимаем острее. В том числе и в духовном плане. А бес, по словам апостола Петра, ходит за нами, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8).

— Отец Сергий, чем полезен пост?

— Все мы знаем, что по окончании поста, в праздники расслабляемся и всегда думаем: «Ну вот, держались-держались, а теперь снова вернулись в то состояние, в котором пребывали и до поста…». Пост — точка отсчета, время, когда мы снова можем воспрянуть, подняться над собой и хоть в чем-то себя понудить. Конечно, мы не можем повторить подвиги святых, питавшихся просфорами и водой на протяжении всей жизни, но сложившийся пост для человека необременителен и даже полезен для здоровья. Только ни в коем случае нельзя относиться к нему как к диете. Нужно помнить, что воздержание в пище — аскетическое упражнение, благодаря которому мы учимся говорить своим желаниям «нет».

— Каковы плоды поста?

— В церковных песнопениях мы слышим: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…». Это значит, что наш пост должен быть приятен и угоден Богу. А Господу приятен пост, который очеловечивает нас и приближает к Нему.

— Пост — время покаяния, а может быть, это еще и время преображения? Как Вы считаете?

— Да, любой пост можно считать временем преображения человеческой души. Мне кажется, каждый день нужно начинать все сначала. В этом плане период поста — самый благоприятный, потому что в эти дни тебя поддерживает вся Церковь, ты постишься не один, а со всеми верующими, да еще и делишь свои труды и молитвы с Господом, Божией Матерью, апостолами и святыми.

 

Дарья Хохлова
Теги: Успенский пост, для чего мы постимся?.
Оставить комментарий
Поделиться в: