По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Мост между Небом и землей

В день рождения принято поздравлять и дарить подарки. Но церковные праздники в корне меняют эту традицию. Сами виновники торжеств преподносят нам щедрые и бесценные дары, начиная от личных примеров благочестивой, святой жизни и верного служения Христу. Но, пожалуй, никто не может сравниться с Той, Которая подарила жизнь Спасителю, а нам — Его Самого. 21 сентября верующие спешат в храм, чтобы вместе в молитве и духовной радости встретить любимый праздник, открывающий церковный год, — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Молитвы праведников

О земной жизни Пречистой Девы в Священном Писании практически не говорится, а если и упоминается, то лишь вскользь. Несмотря на это, нам все же известны некоторые подробности, касающиеся таких значительных событий, как Благовещение, Рождество Христово, Успение, и в то же время охватывающие самый малоизвестный период жизни Божией Матери, Ее детские годы: Рождество и Введение во храм.

Протоевангелие Иакова, созданное во II веке, рисует не только картины детства, юности Богородицы, но и знакомят нас с Ее праведными родителями — Иоакимом и Анной, чья жизнь была наполнена чистотой, глубокой верой и преданностью Господу. Но взгляды их родных и соседей были прикованы к физическому недостатку благочестивых супругов — бездетности, считавшейся наказанием отвергнутых Богом и закоренелых грешников.

Невзирая на почтенный возраст и знатное происхождение святых супругов, на поношения не скупились ни священнослужители, ни простые люди. Иоаким, пожелавший принести жертву Господу, был с позором изгнан из храма, а мать Пречистой Девы, скорбящую о несчастье, казалось, укоряла сама природа — в саду взору Анны предстало гнездышко с едва оперившимися птенцами.

Случившееся стало для супругов источником горьких слез, вскоре сменившихся искренней молитвой и совершенным доверием воле и милосердию Господа. Они дали обет посвятить дитя Богу, то есть отдать для служения в храм. Чтобы усилить молитвенный подвиг, Иоаким удалился в пустыню, а Анна осталась дома, и через некоторое время Ангел возвестил им, что мольбы праведников услышаны — в положенный срок у них родится Дочь, Которую родители должны назвать Мариам, или Мария, что означает «госпожа», «надежда». Наказание, выдуманное людьми, и скорбь, понесенная супругами, обернулись чудесным событием для всего рода человеческого — рождением Божией Матери.

Рождество в красках

Однако помимо письменных источников, рассказывающих о событии праздника, существуют иконографические творения, с помощью которых талантливые иконописцы дают нам возможность разглядеть не просто день, но самый час и место рождения Божией Матери.

Глядя на икону, мы становимся свидетелями радости родителей Той, Которая, по высказыванию митрополита Антония Сурожского, «станет Мостом между Небом и землей» и положит начало «преодолению того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения».

Примечательно, что икона перестает быть обыкновенной передачей строго догматического содержания праздника и приобретает земной строй изображения, вбирая в себя бытовые подробности. На ранних изводах (вариантах изображения) святая Анна полулежит или сидит на ложе, рядом с ней находятся жены с дарами, повивальная бабка и служанки, окунающие младенца Марию в купель и подносящие к праведной матери. Довольно часто новорожденную Богородицу иконописцы изображают в колыбели.

Иконы более позднего времени имеют еще больше деталей: на них мы можем увидеть праведного Иоакима, а также элементы быта — дары, угощения, лежащие на столе, расположенном неподалеку от ложа Анны, водоем и птиц. Архитектура, изображенная на иконе и указывающая на место действия, не заключает ни зрителя, ни происходящее в какие-либо рамки, а акцентирует наше внимание на том, что Рождество происходит вне времени — днесь.

Некоторые образцы иконографии праздника содержат клейма — сюжетно и композиционно самостоятельную часть иконы, где представлены сцены, более подробно раскрывающие смысл центральной композиции. Как правило, на клеймах представляют события, предшествующие Рождеству Пресвятой Богородицы.

Распространение и устойчивость иконографии указывают, что иконы праздника существовали в Церкви еще до периода иконоборчества. Однако к первому дошедшему до наших дней изображению Рождества Пречистой Девы относят фреску одного из храмов Каппадокии, датируемую IX веком.

Известно, что на Русь иконы праздника пришли из Византии. В число древнейших сохранившихся изображений включают русские фрески апсиды Киевского Софийского собора (первая половина XI века), фрески Псковского Преображенского собора Мирожского монастыря (XII век) и известную композицию в церкви Иоакима и Анны монастыря, находящегося в сербском городе Студеница (XIV век). Среди наиболее ярких памятников древнерусской монументальной живописи выделяют роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в исполнении иконописца Дионисия (XVI век).

На сегодняшний день в России известны несколько икон праздника Рождества Пресвятой Богородицы, прославившиеся в народе как чудотворные, — Глинская, Изяславская и Лукиановская. Эти иконографические творения получили названия от мест, где находились обители и храмы, в которых святыни являлись чудесным образом.

Музыка «всемирной радости»

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы хронологически открывает церковный год, но по времени появления в Церкви торжество является одним из позднейших — его стали отмечать ближе к V веку. А некоторые источники сообщают, что уже в IV веке по велению святой равноапостольной царицы Елены в Палестине был возведен храм в честь этого праздника.

В православной традиции Рождество Девы Марии празднуется 6 дней, с 20 по 25 сентября. В этот период входят предпразднство — дни перед большим событием, в богослужениях которых уже упоминаются молитвословия праздника, и попразднство — дни после торжества.

Первые указания на церковное торжество встречаются в трудах святителя Прокла, архиепископа Константинопольского, и в богослужебной книге Папы Геласия. Также авторами некоторых сведений о празднике стали святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин Блаженный. Начиная с V века видные гимнографы — святитель Андрей Критский, преподобные Иоанн Дамаскин, Иосиф Студит и Стефан Святогорец — создают песнопения, которые и сегодня исполняют за богослужением на Рождество Богородицы. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но его текст не сохранился. Самое древнее песнопение праздника — тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево», составленный, скорее всего, в V–VII веках.

Многие православные литургические песнопения, посвященные Божией Матери, больше наполнены догматической точностью, нежели проникнуты поэтичностью и лиризмом. А византийские творения более созерцательны и предлагают нам несопоставимые и невозможные вещи: Дева становится Матерью, чья утроба вмещает Невместимого, и смертное человеческое существо рождает «жизнь бесконечную». Вообще, богородичная литургическая поэзия насыщена ветхозаветными прообразами Пресвятой Девы и пророчествами о Ее Рождестве.

Чудесное событие, закрепленное в образцах христианской гимнографии, стало неиссякаемым источником для многих проникновенных и глубоких проповедей. Примером могут послужить слова священномученика Фаддея (Успенского): «Прославляя Рождество Пречистой Богоматери, разрешившее от неплодства Ее родителей, мы должны стремиться к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам не устами только восхвалять преславное Рождество Божией Матери, но и на деле стараться не в себя, а в Бога богатеть, принося плод святости и жизни вечной. <…> Рождество Пресвятой Девы — начало домостроительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца».


Тропарь (глас 4)

Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак (глас 4)

Иоаким и Анна поношения безчадства / и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая / во святем рождестве Твоем. / То празднуют и людие Твои, / вины прегрешений избавльшеся, / внегда звати Ти: / неплоды раждает Богородицу, и Питательницу жизни нашея.

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим святых Твоих родителей, / и всеславное славим / рождество Твое.

Язык всяк православных похваляет, и блажит, и славит пречистое рождество Твое, Марие богоневестная.

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: