По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Простое сложное служение церковных певчих

Петь может каждый человек. Природа позаботилась и наделила нас всем, что для этого нужно. Только вот одно дело — петь то, что вздумается, и так, как хочется, и совсем другое — петь, выполняя определенные требования: традиции, устава, духовенства, регента, певческого коллектива, в конце концов. Да, вот это, пожалуй, может не каждый. Но этому учат. Этому учатся. Даже состоявшиеся профессионалы.

Часть епархиальной жизни

В октябре по обыкновению в Покровской епархии прошли очередные, IV Региональные Покровские образовательные чтения. И что интересно, в этом году впервые в насыщенную программу форума вошел практический семинар «Церковное пение: практика и художественное воплощение», посвященный регентскому делу и певческому искусству. Он прошел 20 октября на территории Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса). Его участникам — регентам и певчим храмов из Покровского, Краснокутского и Николаевского благочиний нашей епархии — предстояло обсудить вопросы, касающиеся нюансов архиерейского богослужения, музыкального языка, стилистики церковного пения и способов воплощения в нем святых образов. На первый взгляд, складывается впечатление, что тематика имеет узкую направленность и может быть интересна только специалистам. Однако это не совсем так. Выступления докладчиков, содержащие профессиональные рекомендации, в значительной степени носили просветительский характер и вполне были достойны внимания прихожан.

На протяжении всего семинара лейтмотивом звучала мысль о том, что труд регента — это не просто работа, это настоящее служение, почетное и очень ответственное, требующее глубоких знаний и отточенных умений. С этим трудно поспорить, потому как регент, впрочем, и певчий тоже, должен не только иметь музыкальную базу, безукоризненно знать церковный устав, но и быстро откликаться на происходящее в храме, чтобы не нарушить целостность и единство богослужения.

Особенно это актуально для архиерейской Литургии, о которой подробно рассказал клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) диакон Роман Ахундов. Отец Роман отметил, что в настоящее время строится множество новых храмов, открываются приходы, образовываются епархии, которые возглавляют архипастыри. Архиерейское богослужение, возможно, ранее не частое или вообще не знакомое как верующим, так и певчим явление, становится неотъемлемой частью епархиальной жизни. «В нашей епархии, да и во многих других, Правящий Архиерей в течение года старается посетить каждый приход, в наиболее крупных и многолюдных приходах — регулярно совершать архиерейское богослужение. А из этого следует, что нагрузка на регентов значительно возросла», — подчеркнул диакон. В данном случае, залогом успешной работы регента и певцов является подготовка. Разумеется, необходимо провести спевки, обдумать и выучить репертуар. Большое внимание стоит уделить тем песнопениям, которые присущи только архиерейскому богослужению. Так, «От Восток солнца до Запад» и «Тон деспотин» («Владыку и архиерея нашего…») исполняется при встрече епископа, «На гору Сион» — во время облачения, а в стандартное «Трисвятое» включается греческое «Агиос». После молитв «Приидите поклонимся», чтения Евангелия, «Херувимской песни» и отпуста обязательно поется «Ис пола эти деспота» («На многая лета, Владыко…»).

По совету отца Романа, руководитель хора должен без стеснения связаться с протодиаконом или регентом архиерейского хора и уточнить все детали, проговорить ход службы. В небольших храмах хоровой ресурс не позволяет исполнять сложные авторские произведения, поэтому при архиерее лучше петь то, что не вызывает опасений. Волнение и заминки никто не отменял, но при этом стоит помнить, что главное в архиерейском богослужении, как и в любом другом богослужении вообще, — это молитвенный дух и четкое, слаженное взаимодействие духовенства и хора.

Икона времени

В церковном пении мы имеем два разных языка — язык партесной, многоголосной музыки и язык знаменного распева. «Последний — совершенно уникален», — сказала Светлана Павловна Маркина, регент будничного и любительского хоров Свято-Троицкого собора г. Саратова, кандидат культурологии. В основу знаменного пения, которое еще называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности, положено одноголосное хоровое исполнение. Распев получил такое название от слов «знамена» и «крюки». Это специальные знаки, обозначавшие звуковые интервалы и мелодические обороты. «Если бы устроение всех верующих было монашеским, то и пение повсюду было бы знаменным», — процитировала Светлана Павловна профессора Московской консерватории В. Медушевского. И правда, богослужебное пение святые отцы называли «ангелогласным», поскольку оно неразрывно связано с молитвой и аскетической практикой.

Мелодии знаменного и других древних распевов рождались в молитвенном слове, раскрывали в звуке интонационное содержание. По словам Светланы Павловны, знаменное пение ближе к языку иконы, чем к языку многоголосной музыки, поэтому его называют иконой времени. Слушатели смогли убедиться в этом на примере нескольких композиций, записанных ансамблем «Ключ разумения». Традиция знаменного пения, пришедшего из Византии, в нашей стране была прервана. В XVII веке его сменило партесное пение. Сейчас нет возможности в точности воспроизвести знаменный распев так, как он звучал раньше. Однако мелодии знаменного распева можно услышать в сочинениях П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и других классиков. Кроме того, в наши дни все больше церковных хоров обращаются к этому распеву, открываются школы знаменного пения, появляются музыкальные коллективы, готовые представить нам удивительный, сакральный язык знаменных песнопений как более близкий и понятный.

Многогранность таланта

Певческие традиции есть в каждом храме, будь то монастырь, маленький приходской храм или кафедральный собор. Тем не менее, в богослужении сохраняется четкий порядок, определенный Уставом, и целый корпус текстов, обязательно присутствующих в каждом чинопоследовании. Это неизменяемые песнопения, не зависящие от тематики богослужебного дня. Об их стилевом своеобразии рассказала регент Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) Светлана Владимировна Хахалина. «К неизменяемым относятся песнопения “Единородный Сыне”, “Святый Боже”, “Аллилуйя”, “Херувимская”, “Отца и Сына”, “Милость мира”, “Достойно есть”, окончание Литургии, различные ектении и антифоны», — привела примеры регент, отметив, что один и тот же текст может исполняться на разные напевы.

Каждое неизменяемое песнопение выполняет определенную функцию в богослужении — сопровождает, обрамляет, раскрывает смысл богослужебного действия. Темп и характер произведения подчеркиваются не только функциями, но и уставными указаниями. Так, одни песнопения следует исполнять «велегласно и косно», то есть торжественно и медленно, другие «поскору» — быстро, «вышшим» или «высочайшим гласом» — наиболее торжественно.

Светлана Владимировна акцентировала внимание слушателей на том, что на маленьком приходе, скорее всего, можно услышать обиходное пение, основанное на традиционных напевах, а в большом кафедральном соборе — концертный стиль исполнения, бытовавший в Придворной певческой капелле и крупных соборах столицы.

Церковная музыка дает прекрасную возможность раскрыть многогранность таланта, как творцам, так и исполнителям. Именно поэтому к ней обращались виднейшие композиторы П. Г. Чесноков, Д. С. Бортнянский, А. А. Архангельский, С. В. Смоленский, В. С. Калинников, А. В. Никольский, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, создавшие лучшие образцы духовных песнопений. Есть из чего выбирать. И Светлана Владимировна поделилась личными предпочтениями и общими критериями подбора репертуара и его исполнения, познакомила собравшихся с аудиозаписями разных песнопений и заметила, что церковное пение призвано помогать верующим молиться. Будет ли музыка создавать благоговейный настрой, устремлять наши сердца к Богу или же, наоборот, отвлекать от горнего мира, напрямую зависит от хора и его руководителя.

Песнь Богородице

Для Покровской епархии праздник Покрова Божьей Матери имеет особое значение. В честь него написано множество икон, построено множество храмов — в том числе в кафедральном городе Покровске и в других городах нашей епархии, создано великое множество музыкальных творений. Царице Небесной посвящено немало известнейших песнопений, таких как «Пресвятей Богородице помолимся», «Совет превечный», «Заступнице усердная», «Не умолчим никогда, Богородице», «Ангел вопияше», «Мати Божия» из цикла «Во дни брани» П. Г. Чеснокова, «Милосердия двери» Н. С. Голованова, «В молитвах неусыпающую Богородицу», «Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова. О судьбе и обширном творческом наследии, образах Богородицы в духовной музыке этих композиторов конца XIX — начала XX века шла речь в последнем докладе. Его представила певчая Архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска Анна Константиновна Лицова.

Замечательные музыканты Чесноков, Голованов и Рахманинов известны нам не только как творцы духовной музыки, но и как основатели дирижерско-хорового образования в России. В своих произведениях они выражали личное и вне личное, размышляли о бренности жизни, долге перед ближними и перед самим собой, талантливо воплощали суть русского духа, раскрывали святые образы, которые дороги каждому верующему. Они искренне любили Господа и преподносили Ему все самое лучшее, что только могли, как это подобает настоящим христианам, музыкантам, а значит, и тем, кто несет служение на клиросе, и всем нам.

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: