По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Время приносить плоды

И не только растениям, но и нашим сердцам. Заканчивается церковный год. Мы провожаем его постом и готовимся к Успению Богородицы. Время подвести итоги и настроиться на новый этап своего жизненного пути. И в этом главная наша Помощница – Матерь Божия. Кто Она для нас? Как прожить этот краткий, но ответственный период с пользой для души? Размышляет Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

 – Владыка, к нескольким праздникам Церковь готовит нас многодневными постами. Со временем верующие входят в этот ритм, у них складывается свое, особое отношение к каждому из них. Поделитесь, пожалуйста, что для Вас значит Успенский пост?

– Для меня это завершение церковного года и подготовка к Успению Пресвятой Богородицы. Пожалуй, нет христианина, который бы не чтил Божию Матерь. К Ее переселению в вечность мы готовимся, чтобы прочувствовать все величие этого события. Я люблю Успенский пост, он дает особое чувство тишины.

Есть время отдыха и время труда, время празднования и время воздержания. Успенский пост хоть и строгий, но самый короткий. И если Церковь предлагает нам эти две недели провести в молитве и покаянии, нужно это принять. Тем более проблем с растительной пищей нет – столько овощей, фруктов. Время плодоношения, в том числе и в душевно-духовном смысле. К концу церковного года ты приносишь Богу плод своего сердца…

– А если не получилось за год собрать достойных плодов?

– Это повод смириться и задуматься о своей душе. Лишний раз попросить у Бога прощения и настроиться на новый год.

– Великий пост – особый период в жизни христианина. Мы видим, как кардинально меняется строй богослужения. Почему таких перемен не происходит в другие многодневные посты?

– На самом деле, современная практика богослужения не предполагает больших перемен. Но если мы откроем Типикон, то увидим, что и в другие посты предполагаются, к примеру, аллилуйные службы.

Но не нужно смущаться тем, что сегодня приходское богослужение не совершается по монастырскому уставу. Я считаю, что человек должен относиться ко всему, что происходит в храме, с послушанием, с доверием Богу. К примеру, в период карантина, вызванного пандемией, произошли некоторые изменения – на полиелее не помазывают маслом, к иконам не прикладываются. И некоторых прихожан это сильно смутило и даже расстроило. Нужно уметь в этих обстоятельствах довериться Богу, проявить послушание священноначалию.

– Но Церковь же в Типиконе как раз и прописала изменения постового богослужения…

– Нужно понимать, что в Типиконе — устав монастырского богослужения. В Русской Православной Церкви, по сути, нет приходского устава. Исторически Церковь за основу всегда брала монашеское богослужение и монашеский образ жизни. Но на практике, в жизни современного мирянина многие правила не выполнимы. Поэтому для приходского богослужения устав, конечно, корректируют.

– Но все же есть ли службы Успенского поста, на которое Вы хотели бы обратить внимание наших читателей?

– Пост начинается на праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, в народе он известен как Медовый Спас. Все, что связано с поклонением Кресту, имеет особый вкус, особые чувства вызывает. Я бы посоветовал начинать пост именно с этого богослужения. Накануне, 13 августа вечером, из алтаря выносят Крест для поклонения.

С Креста пост начинается, Успением Пресвятой Богородицы заканчивается. А посредине мы отмечаем Преображение Господне – монашеский праздник. Ведь, по учению святителя Григория Паламы, преображение души, видение Фаворского света – идеал монашеской жизни. Но и каждому христианину к этому нужно стремиться. В этот день обязательно нужно быть в храме.

– Стоит ли делать какие-то добавления в личное молитвенное правило в эти дни?

– Любой пост требует особой молитвенной собранности. Было бы замечательно, если бы наши прихожане добавили в личное правило, к примеру, чтение кафизмы из Псалтири. Знаю, что во многих храмах существует традиция объединяться в двадцатки и в течение дня вместе прочитывать полностью Псалтирь. От этого человек получает и молитвенную поддержку, и духовную пользу. Ведь когда он отвечает не только за себя, но и еще за кого-то, развивается чувство ответственности. А это помогает меняться к лучшему.

Постом молитвенное правило должно не столько увеличиться, сколько качественнее стать. Но здесь нужно не на свой помысел полагаться, а на благословение и совет духовника. И просто как можно чаще обращаться к Богу своими словами, просить у Него прощения, милости.

– Успение — праздник Пресвятой Богородицы. Как Вы считаете, какие главные качества и добродетели были присущи Деве Марии?

– Смирение и любовь. Ведь Она Мать, а любовь матери к детям бескорыстна, жертвенна, смиренна. Матери любят своих детей и зачастую не ждут ни ответной любви, ни почитания, ни внимания. И в первую очередь это можно сказать о Богородице.

Смирение – главное качество, которым обладала Дева Мария. За это Она и удостоилась чести стать Честнейшей Херувим. В Священном Писании немного мест, читая которые мы можем рассуждать о Матери Божией. Но даже по тем скромным, кратким отрывкам, в которых предстает Ее образ, можно судить о многом.

Вспомните Евангельский случай: Некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 47-50). Думаю, любой человек в этой ситуации обиделся бы, начал переживать. А Царица Небесная скромно принимает эти слова.

При всей небесной высоте и чистоте Она остается человеком. Она плачет у Креста, переживает за Своего Сына, страдает. Эта человечность в сочетании с любовью, смирением, бескорыстием и делают Богородицу близкой сердцу каждого из нас. К Ней можно обратиться, все сказать и быть уверенным, что Она не осудит.

– В Евангелии о Богородице написано очень мало. Нужно ли стараться узнать как можно больше подробностей из Ее жизни, которые содержатся в протоевангелии от Иакова, в размышлениях святых отцов?

– А нужно ли? Мне кажется, можно ограничиться тем, что говорит нам Евангелие. Ведь если бы нам было нужно знать больше, то и в Евангелии об этом было бы больше сказано. Как о проповеди Христа, например. Матерь Божия находится в тени Своего Сына, и мы должны это понимать и уважать. Ведь в Церкви все строго иерархично – на первом месте Господь, а потом уже Богородица, далее святые.

– Как ни банально, но мы размышляем о том, чего в пост делать нельзя. Возникает вопрос: можно ли в Успенский пост, довольно строгий по уставу, ходить в гости, на пляж? Ведь идет лето – теплая пора отпусков, каникул…

– Здесь сложно дать общие рекомендации, ведь степень благоговейности, собранности у людей очень разная. К примеру, праведность монаха и праведность воина очень разная. И что для первого – безусловный грех, для второго тоже зло, но допустимо вынужденное в его положении. Также посильное для монаха или священника может быть совершенно непосильным для только что воцерковляющегося мирянина.

Но если быть по-настоящему честными, каждый человек все про себя прекрасно знает. Мы часто придумываем множество оправданий самим себе – своим грехам, поступкам, ссылаемся на обстоятельства, в которых мы оказались. Но перед Богом этого делать точно не нужно. Да и перед собой не нужно ничего изображать. Одно дело, когда ты что-то нарушил и признаешь, что это нехорошо. А другое дело, когда начинаешь всем и вся объяснять, что так и надо, богословские оправдания себе придумывать.

Пост – это время собирания, подвига, труда. И если всегда быть собранными и трезвенными у нас не получается, давайте начнем по-настоящему трудиться хотя бы в специально отведенный для этого Церковью период. Конечно, меры преподобной Марии Египетской мы не достигнем, но какой-то честный шаг навстречу Богу и с любовью к Божией Матери может сделать каждый.

– Ваше напутствие и пожелания нашим читателям на Успенский пост?

– Стараться завершить церковный год пусть маленьким, но трудом. Помните, как в песне: «Последний бой – он трудный самый». Пусть этот бой со своими страстями, немощами будет трудным, но благодатным.

 

 

Марина Шмелева
Поделиться в: