По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

День рождения в вечность

Трогательное, грустное и вместе с тем очень близкое сердцу, возвышенное и понятное верующей душе. Богослужение в праздник Успения Божией Матери производит большое впечатление своей красотой и торжественностью. Но почему Церковь призывает нас радоваться этому печальному событию? Как воспитать в своем сердце любовь к Богородице? На эти и другие вопросы отвечает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

– Владыка, начну с традиционного, но волнующего многих вопроса: почему православные так торжественно отмечают именно день смерти Божией Матери?

– Это православная традиция. Не только у Матери Божией, но и у всех святых днем памяти мы считаем день смерти. Это финал земного пути, день рождения в вечную жизнь, переселения на Небеса. Мы же празднуем день прихода в этот мир человека. А ведь, находясь в утробе матери, он тоже мог бы сказать: «Оттуда никто не возвращался». Также и смерть, Церковь к ней относится благоговейно, высоко.

Важно понять, что такое праздник. Буйная радость, веселие, праздность? Или прославление подвига, возможность увидеть добрый пример и что-то поменять в своей жизни? Для верующего человека важен именно второй вариант. Успение Богородицы дает нам спокойную радость, тихое, возвышенное чувство.

– Мы знаем, что есть вечная жизнь. Но уход близких – всегда трагедия и потрясение. Это естественное состояние или проявление нашего маловерия?

– Верующий человек – это не бесчувственный, не сверхчеловек, не подвластный боли. Даже временная разлука с близкими печальна для любого из нас, что уж говорить о смерти. Но вера дает возможность преодолевать земное притяжение, страстность, плотскость нашей природы. И мы знаем, что встреча будет. Смерть – это время скорби о разлуке, но растворенной надеждой, что расставание наше не навсегда. Это испытание, благодаря которому мы можем оценить радость жизни, радость общения друг с другом.

Когда видишь, как в вечность уходит человек, посвятивший себя Богу, ясно ощущаешь, что это не смерть, а переход в новое качество жизни. Ты и сам прикасаешься к тайне вечности, иного бытия. Уход становится венцом жизни человека, который собрал здесь истинное богатство. И нет чувства абсурда, боли, даже расставания – усопший рядом.

А бывает такое: во время отпевания стоит напряжение, такая беспросветная тьма и тяжесть, что едва можно их перенести. Не берусь судить, конечно, о загробной участи. Но чувство это очевидно.

– Завершение земной жизни Богородицы, тихой, скромной и практически незаметной, исполнено радости и торжества. Это находит отражение и в праздничном богослужении. Расскажите, на какие моменты стоит обратить внимание во время службы?

– Этот праздник дает возможность проявить заботу, внимание и благоговение к Царице Небесной. Я очень люблю стихиры праздника, прекрасный канон.

Богослужение имеет довольно сложную структуру. Это своего рода калька с Великой Пятницы, с чина погребения Спасителя. Эту службу любят верующие люди. Внимательный человек найдет в текстах много полезного для своей души.

– Чин погребения Богородицы очень похож на чинопоследование Великой Пятницы. Поделитесь как предстоятель богослужения: а чувства они вызывают тоже сходные?

– Великая Пятница – апогей переживаний поста и Страстной седмицы. «Жизнь во Гробе». С этим нельзя ничего сравнить.

Иерусалимское последование Погребения Божией Матери было составлено в Святом Граде, где и происходили все евангельские события. Это движение нужно было чем-то заполнять, отсюда и похвалы, и погребальные стихиры. Именно там службу можно пережить с особым чувством. Но и в нашей стране ее очень любит верующий народ.

– После смиренной земной безвестности в вечности Богородица окружена поистине вселенским почитанием. По всему миру есть храмы и монастыри в честь Ее успения. Расскажите немного о тех, что Вам особенно дороги.

– Прежде всего, это, конечно, Киево-Печерская Успенская Лавра – древнейшая русская обитель. Она производит большое впечатление.

Еще в детстве посетил впервые с родителями Успенский собор во Владимире. Думаю, на любого нашего современника он производит большое впечатление. А представьте, какое впечатление собор производил тогда – в XII веке! Каменная громадина над Клязьмой, настоящее чудо света.

Успенский собор Московского Кремля, который я также помню с детства, тоже совершенно удивительный. Главный собор Русской Православной Церкви. Даже сейчас, когда там не совершают регулярных богослужений, собор производит колоссальное впечатление. Прекрасные фрески, иконы, замечательные архитектурные формы – лучшие для своего времени. Русская история связана с этим местом, с теми людьми, которые здесь служили, которые строили этот храм. Русских царей здесь венчали на царство, здесь покоятся мощи русских святителей. Это вызывает благоговение, трепет. Средоточие национального кода, то, что делает нас причастными к русскому народу, к его лучшим сынам.

Успенские соборы Владимира и Москвы на четыре века дали направление русской соборной масштабной архитектуре. По их образцу во времена правления Иоанна Грозного построен Успенский собор в Лавре. Там потрясающие фрески, прекрасный иконостас.

– На какую икону праздника Вы посоветуете обратить внимание?

– На образ Успения Богородицы знаменитого русского иконописца Дионисия, сегодня он находится в Вологодском художественном музее. Сюда икона попала из Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Ее композиция стала образцом для последующих иконописцев.

Очень популярна в России мерная Киево-Печерская икона. Она много столетий пребывала в обители. С этого небольшого по размеру образа в XIX веке было написано тысячи копий, которые разошлись по всей России.

Знаменита икона Успения Богородицы, с которой ежегодно совершают крестный ход в Псково-Печерском монастыре. В советское время и этот монастырь, один из немногих действующих в стране, и этот образ стали известны особо. В обитель ездили тысячи и тысячи паломников, в том числе и на Успенский крестный ход.

– Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет целых восемь дней попразднства...

– Да, в этот период звучат праздничные песнопения, части праздничного канона. Это закономерно, ведь любое важное событие хочется продлить, не сразу с ним расставаться. Попразднство – попытка как можно дольше находиться в его благодатной среде. А потом, на основании евангельских событий воспитывается душа. Это как в школе – прошли материал, нужно его повторить.

– Как воспитать в себе любовь и почитание Матери Божией?

– Это очень личное переживание. В христианстве соединяется Божественное и человеческое. Эти отношения не могут быть заданы, они должны созреть, развиться, принести плод. Здесь нет готовых рецептов. Общее можно пожелать – ходи в храм, молись дома. Изменения начнутся.

Церковь дает нам некий образ чувств, усредненный вариант. Но каждый ищет свой путь, а Бог уже дает радость, благоговение в ответ на наши усилия.

– Поздравляя наших читателей с праздником, что бы Вы хотели им пожелать?

– Успение Богородицы, как и уход близких, заставляет нас задуматься и о своем будущем. Праздник радостный, но радость эта тихая, растворенная надеждой. Он дает нам возможность подумать о том, что собрано в сердце. Желаю нашим прихожанам все, себя, свою душу оценивать в свете евангельских событий, о которых мы слышим в храме. 

 

Марина Шмелева
Теги: Успение Пресвятой Богородицы.
Поделиться в: